Стороны отношения большевистской партии

Г. Ю. Степин привлекает для рассмотрения довольно разнообразный и обильный материал, характеризующий художественную жизнь России 1905-1907 годов, правда, исключительно по Петербургу и Москве; обращается он и к статье В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», цитирует известные ленинские положения о «двух войнах». Однако практически «влияние социальной атмосферы па характер искусства» сводится им преимущественно к общенародной борьбе за свободу. Классовой же борьбе пролетариата с буржуазией за социалистическое устройство общества и ее отражению в искусстве уделено гораздо меньше внимания. Речь здесь идет все о том же московском журнале «Жало» и помещенном в нем одном рисунке М. М. Чемоданова «Заяц на ловле», рисунке И. М. Грабовского «Его рабочее величество пролетарий всероссийский», помещенном в якобы «пролетарском» журнале «Пулемет», о скульптурном портрете К. Маркса, выполненном по заказу Московского комитета РСДРП А. С. Голубкиной, да к сообщению о том, что Н. А. Касаткин последовательнее других осваивал «в ту пору темы, связанные с пролетарским характером революционной борьбы». Но, может быть, действительно в то время в изобразительном искусстве почти не было явлений, связанных с социалистической идеологией пролетариата, с его революционной борьбой?


<<< Пути развития русского искусства

Г. Ю. Степин >>>

<<<Оглавление>>>