Направление в качестве выражения

В свете этого довольно показательно то обстоятельство, что до сих пор нет обобщающего исследования, в котором бы раскрывались роль и значение большевистской партии для развития изобразительного искусства в эпоху революции 1905-1907 годов, хотя отдельные вопросы этой проблемы еще в 1950-1960-х годах рассматривались в статьях Б. В. Павловского и С. И. Стыкалина, а также в работах ряда других авторов по поводу знаменитой ленинской статьи «Партийная организация и партийная литература» и участия А. М. Горького в революции 1905 года.

Надо иметь также в виду, что преследования царизмом отдельных художников, выступавших с революционных позиций, снятие с выставок ряда неугодных тогдашним властям картин, а подчас и физическое уничтожение ряда произведений, отнюдь не способствуют и сегодня выявлению того воздействия, какое оказывала на искусство революционная действительность. Но ряд косвенных данных, упоминаний в прессе, архивных материалов и т. п. помогают прояснению и этого вопроса.

Свою роль в изучении изобразительного искусства времени революции 1905-1907 годов сыграл выпуск такого направляющего партийного документа, как тезисы НМЛ при ЦК КПСС «Пятьдесят лет первой русской революции» (1955), в котором ясно и четко были подчеркнуты определяющие ленинские положения и оценки ее движущих сил, ее общенародный характер.


<<< Мир искусства

Роль в изучении изобразительного искусства >>>

<<<Оглавление>>>