Мир искусства

Подобные же претензии можно было встретить и в ряде рецензий тех лет на книги П. М. Дульского, В. Ф. Боцяновского и Э. Ф. Голлербаха, С. К. Исакова.

К сожалению, эта критика лишь в малой степени была учтена искусствоведами, обращавшимися к искусству 1905-1907 годов в последующее время. Вносились более или менее значительные частные коррективы, а общие принципы отношения к либерально-буржуазной сатире, которую нередко пытались выдавать за революционно-демократическую, а в отдельных случаях чуть ли не за большевистску, оставались долгие годы прежними.

Стремления утвердить именно это направление в качестве выражения наиболее передовых, революционных идейно-художественных принципов искусства 1905-1907 годов были неразрывно связаны также с восходившим еще к дореволюционным временам замалчиванием творчества тех художников, в произведениях которых в первую очередь звучали не столько ноты осуждения «крайностей» царизма с либерально-буржуазных позиций, сколько критика самих основ господствующего строя, призывы к его свержению революционным путем, к утверждению в сфере изобразительного искусства, в присущих ему формах, идеалов наиболее революционного класса общества - пролетариата. А такие художники и такие произведения, хотя их и было сравнительно немного, существовали, и задача их выявления и всестороннего изучения стоит и сегодня на повестке дня.


<<< Недостаточная изученность наследия 1905 года

Направление в качестве выражения >>>

<<<Оглавление>>>