Эти персонажи картины, помогающие зрителям еще глубже понять ее общественно-обличительный смысл, также вызывали возражения и протесты. «Один из толстовцев, - сообщает Орлов в наброске письма А. М. Горькому, - нашел сцену смеющихся мужиков над отошедшим кабатчиком приделанной, я с ним не согласился», а один из знакомых Орлову художников, осуждая выбор сюжета его картины, прямо заявил: «Вы освятили кабак и показали скорбь старого кабатчика. Это свинство, никогда не можете обойтись без этого».
Резко возражая своим критикам, Н. В. Орлов в другом наброске письма А. М. Горькому пишет: «Черт бы их драл, как будто я, а не попы его освятили, не все ли мне равно: собака белая, собака черная - все собака, так и кабатчик - новый ли, старый ли, все - кабатчик».
Что же касается вообще отношения самого Орлова к религии, то ( надо сказать, что он был человеком, чуждым религиозных взглядов. Однако вдумчивый наблюдатель жизни и чуткий художник видел сильное влияние религии на значительные группы крестьянства, надеявшихся на «милость божию».
Характеризуя стремления русского крестьянства к улучшению своего положения, говоря о том, что наше крестьянство еще не научилось, где искать ответа на встававшие перед ним жизненные вопросы, В. И. Ленин отмечал, что «большая часть крестьянства плакала и молилась...».
<<<Оглавление>>>