Возможно, что эти возражения толстовцев и привели художника к отказу от образа старика-обличителя в самой картине. Но художника-демократа не так легко было сбить с избранного им пути.
Видоизменяя свой первоначальный замысел, он все же не отказывается в своей картине «Освятили» от образов людей, протестующих и обличающих, тех крестьян, которые прямо и недвусмысленно осуждали все лицемерие церемонии освящения царева кабака. Однако протест выражен здесь иначе, чем в картинах «Подати» или «Попалась», образ «обличителя» не столь прямолинеен в своей характеристике, что свидетельствует о совершенствовании профессионального мастерства художника. Стремясь, по его собственным словам, к «психологии лиц», Н. В. Орлов показывает этого обличителя в образе подстриженного под скобку молодого крестьянина, стоящего за новым сидельцем и седобородым стариком в правой части картины.
В его чуть склоненной голове и особенно во взгляде и выражении серьезного, умного лица чувствуются и осуждение, и укоризна, и легкая ирония надо всей совершающейся перед ним комедией, которую тщетно стараются прикрыть покровом святости и благочестия.
Резкий диссонанс в обстановку мнимой святости религиозного обряда вносят и умело включенные художником в картину, характерные в своей жизненной правде фигуры шутников - парня и мужика в лаптях, подпоясанного кушаком. Стоя справа, у самой сетки, безразлично относясь к религиозной церемонии, они подтрунивают над пощипывающим бородку ожиревшим старым кабатчиком, который также холодей к религии и озабочен, главным образом, потерей своих доходов.
Видоизменяя свой первоначальный замысел >>>
<<<Оглавление>>>