Образ крестьянина

Весьма существенное место в творчестве Н. В. Орлова занимает также картина «Освятили» (1904, ил. 49), в работе над которой художника идейно и материально поддерживал А. М. Горький. В этом полотне, задуманном как острый социальный и антиклерикальный памфлет, художник разоблачает политику царского правительства, поддерживавшего и насаждавшего в народе темноту и невежество вместо образовання и культуры, открывавшего винные лавки вместо школ, а также лицемерие церкви, освящавшей открытие этих далеко не богоугодных заведений.

В первоначальном эскизе этой картины, судя по письму Н. В. Орлова Л. Н. Толстому, художник предполагал изобразить старика, укоряющего священника за освящение подлого места и дела. Однако этот образ, видимо, вызвал возражения со стороны ряда знакомых Орлову лиц. «Мне говорят, - пишет художник Л. Н. Толстому, - не надо протеста, его нет пока и не может быть от мужика. Надо написать только поздравление со стороны батюшки; показать только елейность и надежды на лучшее. Правда ли это? Прав ли я, - продолжает Орлов далее,- взяв себя, свое чувство в этом старике (т. е. выступил в роли старика) протестующим. Неужели я должен быть только холодным «копировальщиком» голого факта и холодной действительности? Неужели нет в народе чувства протеста?».

Эти строки весьма наглядно показывают, как сторонники «толстовщины» старались выхолостить из произведений Орлова дух протеста, лишить их революционно-демократического смысла.


<<< Осмысливая образы протестующих крестьян

Картина «Освятили» >>>

<<<Оглавление>>>