Это типичное преобладание графики очень отчетливо сказывается в наиболее, по-видимому, древнем варианте крестьянской бытовой росписи — в красочной декорации лубяных коробей вологодского района. Их иконография отличается, по сравнению с мотивами росписи остальных видов, довольно значительной хронологической глубиной, восходя по своему содержанию к допетровской эпохе.
Это дает основание видеть в этом типе росписи наиболее старые ее художественные традиции. Вологодская роспись характерна необычайно мощным декоративным складом. Она основана на принципе условной расцветки предварительно выполненного контурного рисунка. Резкий черный контур, нанесенный уверенной кистью по светлому лубу коробьи, отличается лаконизмом широких и максимально схематизирующих графических определений. Свободная, несколько размашистая, бравурная, графическая фразировка всегда дает выразительно-острую схему всех изображении довольно сложных сцен. Они трактуются в условно декоративном складе со своеобразной и орнаментальной примитивностью и расцвечены небольшим количеством красок (красной, зеленой, коричневой). Смелый и твердый контур большой графической экспрессии, оживленный сдержанно красочной расцветкой, гармонически сочетающейся с естественным цветом лубяной поверхности, придает оригинальный декоративный облик этим простым народным укладкам.
Игрушка-скульптура окрашеная. Крестьянин. Московская губерния. Из коллекции Е.Е. Штейнбах
Сравнительно поздние редакции рассматриваемой декоративной росписи, имеющиеся в музеях, заставляют предполагать очень высокие художественные качества данной школы в ее потоках. В ней ощутимы крепкие традиции декоративного мастерства, еще не уклонившегося в сторону реалистических воспроизведений наблюдаемой жизни. Дробность, мелочность и вялость не имеют места; декоративный примитив господствует.
<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 3.
Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 5. >>>
<<<Оглавление>>>