Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 5.

Стилистический анализ наиболее четких, богатых и старых экземпляров вологодских коробей даст в будущем возможность, при более тщательном изучении, подробно развить и обосновать указанный ряд формальных следов высокого декоративного мастерства, по-видимому, медленно угасшего на протяжении первой половины XIX века.


Игрушка резная и окрашенная. Московская губерния

Северо-двинская школа бытовой крестьянской росписи в своих главных технических приемах родственна и близка вологодской манере. Эта огромная северная школа имеет весьма широкое распространение и захватывает почти полный круг бытовых крестьянских памятников: прялки, лукошки, коробьи, укладки, ковши, коробейки, деревянные светцы, ендовы, чаши, салазки, колыбели, сундуки, круглые солоннцы, ложки и другие, большие и малые предметы крестьянского обихода — являются объектами ее применения. Более детальный анализ ее позволяет установить несколько стилистических, ранних и поздних ее вариантов — верный признак широкого распространения и долговременного бытования.

Вся эта школа, хронологически вмещаемая в пределы XVIII и первой половины XIX века, содержит в себе наследственное развитие и продолжение тех художественных традиции, которые были отмечены в более древнем варианте вологодской росписи.

Она также основана на условной красочной расцветке предварительного рисунка, и живописный мазок кистью, как конструирующий элемент живописи, не играет в ней никакой роли. Северо-двинская роспись в художественной основе своей остается расцвеченной графикой. Но внешний ее вид, но сравнению с вологодской манерой, получает существенные изменения. Декоративная экспрессия мощного контура исчезает. Рисунок развивается по реалистическому пути, становится более подвижным, гибким, дробным, иногда вялым, часто более метким, всегда более топким. Обобщенная линия теряет максимальность и резкую выразительность декоративного приема. Соответственно новым мотивам жанрового характера, она принимает реалистический характер осторожного, несколько беспокойного и отрывистого штриха. Непрерывная протяженность вологодской синтетической линии исчезла.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 4.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 6. >>>

<<<Оглавление>>>