Крестьянское искусство, постоянно отвечая на полный круг бытовых потребностей деревенской жизни, развивалось в направлении пластическом, живописном и архитектурном. С большим богатством и художественной оригинальностью выразилось творчество крестьянства в каждой из этих основных граней изобразительного искусства. Разумеется, эти грани, будучи приноровлены к быту и освещены его практическими требованиями, носят несколько условное, в сравнении с общепринятым, толкование. Так, например, мы не имеем, конечно, в крестьянском искусстве чистой станковой живописи и живописную культуру его должны изучать в обширной области бытовой росписи. Разнообразные поверхности и площади бытовых предметов были крестьянскими картинами, не нуждавшимися в мольбертах и гвоздях. Крестьянская скульптура также имеет все характерные признаки бытового художественного дела и отнюдь не выражается в созданиях статуй и памятников. Графика имеет свое наиболее полное выражение в бытовой вышивке, в контурной порезке на дереве и т. д.
Прялка с контурной резьбой ярославско-костромского типа. Деталь. Сцена чаепития, вариант
Сообразно этим основным делениям в дальнейшем и будет вестись рассмотрение художественно-технических проявлений крестьянского искусства.
Пластическая грань развита в крестьянском искусстве главным образом в исконной народной художественной отрасли деревянном производстве. Дерево, будучи наиболее распространенным, податливым и удобным материалом в лесной стране, явилось главной материальной основой всего крестьянского бытового искусства. Вещественный быт русской деревни в огромной своей доле определялся и обусловливался этим материалом; бытовые формы дерева исключительно многочисленны и разнообразны. Достаточно указать, что даже дверные и воротные замка крестьянских жилищ строились из дерева. Техническая обработка последнего развита преимущественно перед всеми другими практическими навыками художественного мастерства. Имеется много оснований предполагать, что именно область деревообделочного искусства имеет в крестьянском творчестве наиболее богатое, оригинальное и многостороннее выражение и может идти в уровень с художественными качествами и достижениями несравненной по экспрессии крестьянской вышивки. Резец и игла являются главными инструментами крестьянского искусства.
<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 12.
Деревенское бытовое искусство. Часть 2. >>>
<<<Оглавление>>>