Вещественный быт в искусстве. Часть 12.

При малой подвижности основных иконографических мотивов и стойкости традиционных форм, крестьянское искусство обладает исключительным обилием вариантов. Множественность вариантов одинаково характерна для всех видов и направлений бытового крестьянского творчества; с одинаковой щедростью они распространены в вышивке, резьбе, росписи, керамике, набойке и всех других видах и технических категориях рассматриваемого искусства. Все его художественное богатство и разнообразие заключается именно в этих бесчисленных повторениях и перефразировках, близко сходных между собой по основной иконографической или декоративной теме, но весьма различных по стилистической обработке однородного тематического содержания.


Прялка резная ярославско-костройского типа. Деталь

Крестьянское искусство не обильно темами, сюжетами и мотивами, но оно безгранично богато разнообразнейшими художественными трактовками этого небольшого круга своих тем. Темы эти неподвижны и косны в своем содержании, но необычайно живы, изменчивы и многообразны во внешних художественных выражениях, в своеобразии их бесчисленных вариантов. Варианты в крестьянском искусстве — грани, отражающие сверкание единого творческого коллектива. В их количественном и качественном богатстве — отражены внутренние скрытые силы целостного художественного гения. Изобразительно-декоративное искусство, коллективом создаваемое, непременно должно рассматриваться и оцениваться именно в этой множественности выражений. Они дополняют друг друга разнообразием оттенков, интонаций, манер, тембров, подходов, повадок, складов, вкусов и наглядно передают всю тысячегранную разносторонность творческих сил коллектива. Варианты крестьянского искусства не есть второстепенные, дополнительные и менее жизненные виды основного и типичнейшего художественного выражения; такового центрального выражения в крестьянском искусстве не существует. Непрерывная и связная цепь вариаций и дает то, недоступное силам индивидуума, художественное создание, которое является титаническим выражением коллективного гения. Система вариантов — равноценных и самодовлеющих — есть характерный признак коллективно образуемого крестьянского искусства. Всякий мотив в любой его отрасли многократно выражен в закономерной множественности самостоятельных вариаций. Художественный анализ любого ряда этих мотивов и дает в итоге истинное представление о силе и глубине художественного дара и его практического развития у носителя этого искусства.


Прялка резная ярославско-костройского типа. Деталь

С исключительной полнотой и неисчерпаемым обилием выражена указанная здесь система вариантов в русской крестьянской вышивке. Последняя, вероятно, займет одно из первых характерных мест в истории искусства, когда эта совершенно нетронутая изучением проблема будет специально исследована.


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 11.

Деревенское бытовое искусство. >>>

<<<Оглавление>>>