Вещественный быт в искусстве. Часть 11.

Столь же выразительно определилось влияние технических начал на формирование художественного стиля и в другой области крестьянского творчества. Если в узорах вышивки наблюдается постоянная геометризация, то в бытовой росписи, напротив, соответствующая фразировка часто выражается в направлении, прямо противоположном, т.е. в травной или растительной орнаментальной схематизации всех принятых и повторяющихся мотивов. Даже и бытовой жанр наблюдается в подобной своеобразной трактовке, где растительный пошиб рисунка как бы покрывает все элементы бытовых и жанровых изображений, сливаясь с ними в нераздельную орнаментальную комбинацию. Это слияние создает стилистическое своеобразие, являющееся характерной чертой народной бытовой росписи нижегородской школы. Нет сомнений, что в этом случае столь же ярко, как и в вышивке, материальные и технические основы художественного выполнения (роспись кистью, дающей мягкий, подвижной и гибкий мазок, как бы сходный с элементом растительной орнаментики) оказали свое прямое формирующее влияние на художественную трактовку иконографических мотивов. Крестьянское искусство, как видно на указанных двух примерах, шло по естественной линии наименьшего сопротивления и свою творческую энергию направляло не на преодоление материала и искусственное приспособление техники, как это часто наблюдается во внешне богатых, но внутренне убогих упадочных искусствах, а развивалось и жило в тесной согласованности с первичными элементами и основами художественно-декоративного творчества.


Вставка для гребня — деталь донца — резная, с инкрустацией и окраской. Нижегородская губерния

В составе общих признаков, характеризующих внешние художественные черты крестьянского бытового искусства, необходимо указать еще на один коренной и типичный признак, вытекающий из своеобразных условий коллективного создания этого искусства.


Прялка резная ярославско-костромского типа. Деталь. Сцена чаепития


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 10.

Вещественный быт в искусстве. Часть 12. >>>

<<<Оглавление>>>