Вещественный быт в искусстве. Часть 10.

Так, например, и многочисленных узорах крестьянской вышивки наблюдается постоянная, необыкновенно тонкая артистическая геометризация всех без исключения мотивов и тем, составляющих ее богатую и сложную иконографию. Разложение органических образов на орнаментально-геометрические элементы и бесчисленные вариации последних достигают в русской вышивке непревзойденных декоративных вершин. Многообразные мотивы крестьянской вышивки могут быть охарактеризованы, как узоры чисто геометрические, узоры полугеометрические и узоры геометризованные. Один и тот же художественный принцип объединяет все эти главные разновидности. За строгие рамки геометрической трактовки не проскальзывает ни один иначе разработанный мотив, к какому бы времени его появление в крестьянской вышивке не относилось. Наиболее поздние и самые древние мотивы равно перефразируются в однородную формально - стилистическую схему. Во многих случаях многократные геометрические повторения до полной неузнаваемости изменили первичный мотив, и лишь исторические изыскания и ряды сравнительных параллелей дают верный ключ и указывают органический образ и ступени его последовательных вариаций там, где неискушенный наблюдатель видит лишь геометрический узор случайного происхождения.


Донце резное, с инкрустацией. Мотив кареты (вариант). Нижегородская губерния

Эта изумительно острая и четкая геометрическая фразировка русской бытовой вышивки является, в значительной степени, следствием технического характера данного искусства, в котором живую и гибкую графическую линию заменяла малоподвижная нить, естественно дающая на полотне прямолинейные черты и штрихи, хотя бы и в мелком дроблении. Суровое полотно, представлявшее собой мельчайшую канву, служа основой для нитяного рисунка, диктовало художественному процессу трактовки естественные рамки геометризации, симметрии и повторности. В пределах этих формальных основ и развивается цветовой силуэтный узор всего многообразия древнерусского крестьянского вышивания.


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 9.

Вещественный быт в искусстве. Часть 11. >>>

<<<Оглавление>>>