Вещественный быт в искусстве. Часть 9.

Эти основные художественные черты — декоративность, конструктивность и орнаментальность, — сливаясь в каждом отдельном памятнике воедино, дают крестьянскому бытовому творчеству твердое и крепкое художественное основание, утверждают за ним неоспоримое право именоваться искусством; они являются характерным суммарным признаком, по которому всегда можно отличить и выделить продукт художеств е иного крестьянского труда. На основе этих общих типических черт покоятся и более детальные — иконографические и технические — признаки, определяющие то пли другое направление и стилистический вариант крестьянского творчества.


Донце резное. Деталь. Мотив всадников. Нижегородская губерния

Устанавливая и группируя общие признаки бытового крестьянского творчества, необходимо также отметить постоянно наблюдаемую в нем зависимость художественных выражений его как от материала, лежащего в его основании, так и от различных технических приемов обработки. Это органическое взаимодействие художественного стиля и материально-технических основ говорит не только о примитивности данного искусства, но и об его здоровой и жизненной культуре; эта живая связь всегда предохраняла его от нездоровых творческих уклонений вопреки материалу, наперекор технике, всегда ведущих искусство к творческой немощи, к художественному пустоцвету.


Донце резное, с инкрустацией. Деталь. Мотив пляски. Нижегородская губерния

От нормального соподчинения художественных намерений и материально-технических повелений — всегда зарождался и развивался тот или иной стилистический вид крестьянского искусства.


<<< Вещественный быт в искусстве. Часть 8.

Вещественный быт в искусстве. Часть 10. >>>

<<<Оглавление>>>