Истоки русского крестьянского искусства. Часть 4.

Совершенно неоспоримо, что в крестьянском искусстве XVIII и XIX веков сохраняются весьма глубокие и древние художественные традиции, которые могут быть, с большой долей основания, относимы к внешнему облику этого искусства и в более ранний период его жизни. Это с особенной убедительностью может быть сделано по отношению к иконографии, несомненно, идущей долгой и непрерывной тропой через столетия к своим таинственным первоисточникам. Но, в то же время, последние два века, начало которых совпадает с резким петровским переломом русской культуры, привнесли в область крестьянского искусства совершенно новые элементы и основы, которые не в меньшей степени, чем древние традиции, характерны для общего художественного облика крестьянского бытового творчества и, возможно, являются господствующими формальными чертами этого позднейшего и наиболее нам известного его выражения. Есть значительные основания к предположению, что именно в эти столетия крестьянское бытовое искусство, теряя свои древнейшие черты, вместе с тем и приобретало тот художественный стиль, который мы считаем сейчас его основной и характернейшей чертой. Поэтому, оставляя до времени в стороне поиски старых художественно-формальных традиций, характеризующих крестьянское искусство в допетровскую эпоху, мы сосредоточиваем изучение и анализ этого искусства исключительно па ряде тех разнообразных и содержательных памятников, который нам оставлен последними двумя веками. Из них мы можем почерпнуть совершенно конкретный и неоспоримый материал, который ярко и всесторонне характеризует огромное художественное богатство крестьянского бытового творчества и является верным ручательством его и былой и будущей силы.


Подзор резной, раскрашенный. Деталь. Мотив сирены, вариант. Средне-волжский район


<<< Истоки русского крестьянского искусства. Часть 3.

Вещественный быт в искусстве. >>>

<<<Оглавление>>>