Крестьянское искусство находится в постоянной и неразрывной связи с вещественным бытом. Неотвлеченными идеалистическими побуждениями и исканиями обусловливается его произрастание и процветание: корни его покоятся в почве быта. Оно всегда рождается и живет в счастливом материальном воплощении.
Для того, чтобы получить верное представление о крестьянском искусстве, необходимо широко ознакомиться с кругом разнообразных бытовых изделий, составлявших жизненный уклад крестьянства. Большие и главные, малые и второстепенные, яркие и малозаметные предметы этого быта являются исключительными объектами рассматриваемого художественного творчества. Жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудия труда, средства передвижения, предметы культа — весь вещественный быт в его целом является той реальной основой, которая отражает всю стилистическую и техническую многогранность крестьянского художественного творчества.
Коробья лубяная, росписная. Деталь сцены винопития. Вологодская роспись
Круг вещей обусловлен основными потребностями климата, пола, хозяйства, ремесла, труда; это не праздные и нарочито-надуманные предметы болезненно-эстетического характера, но продукты сурового и трезвого бытового порядка. Несложный жизненный уклад сказочно обогащен искусством, ибо каждая вещь, входящая в этот небольшой и стесненный бытовой круг, служит объектом художественного внимания и труда. От яркой расписной зыбки до резного намогильного креста — сопутствовал художественный труд жизни крестьянской. Искусство было возведено на все бытовые ступени жизни во всем ее богатом и гипнотизирующем разнообразии. Изучение памятников крестьянского искусства заставляет решительно отказаться от широко распространенного и неправильного представления о крестьянском художественном творчестве, как о случайной и несложной детали в народном быту. Крестьянское искусство есть явление несравненно более широкое и глубокое; оно неотделимо от сложного процесса материализации всех жизненных потребностей и входит органическим элементом в образование и устроение вещественного быта. Внутренняя связь художественного творчества и материальных потребностей жизни — есть главный признак и основание этого здорового и сильного искусства. Крестьянское искусство лишено каких бы то ни было элементов паразитичности; оно ни на одну линию не уклоняется от первичной и действенной задачи живого искусства: художественного оформления быта. Это точная, строгая и прекрасная речь, в которой нет лишних слов, пустых оборотов, ненужных длиннот. Целесообразность данного искусства не может быть подвергнута сомнению. Искусство крестьянина представляет художественные формулы в области реализации бытовых жизненных потребностей. Создание бытовых форм в крестьянской жизни определялось не только творческой волей утилитарного направления, но и рождалось под постоянным и органическим воздействием художественного темперамента производителя.
Подзоры резные. Детали. Мотивы классических завитков, варианты. Средне-волжский район
<<< Истоки русского крестьянского искусства. Часть 4.
Вещественный быт в искусстве. Часть 2. >>>
<<<Оглавление>>>