В дальнейшем изложении будет сделана попытка в общих чертах, основанных на анализе памятников, отметить и выделить наиболее характерные и пенные, художественные особенности крестьянского искусства. Полная и детальная формальная характеристика всех его бытовых и материальных направление и выражений сложится только в будущем, когда будут собраны и обследованы необходимые подготовительные материалы.
Подзор резной. Деталь. Мотив сирены, вариант. Средне-волжский район
Задачей настоящего обзора будет определение, с одной стороны, общих суммарных художественных признаков, объединяющих все разнообразные разветвления этого творчества и, с другой стороны, установление некоторых более детальных характеристик по отношению к главным его материальным и бытовым разновидностям.
Крестьянское искусство, постоянно возникающее из одних и тех же источников, направленное всегда к однородным целям бытового применения и текущее по одним и тем же творческим путям, проникнуто во всех своих проявлениях постоянным и неизменным художественным единством, целостностью своеобразного эстетического начала. Выяснению этих черт и послужит предлагаемый обзор главнейших формальных граней этого искусства в пределах XVIII—XIX веков.
Подзор резной. Деталь. Мотив льва, вариант. Средне-волжский район
Указанное хронологическое ограничение обусловлено наличностью в русских музеях материалов но крестьянскому бытовому искусству именно за этот период времени. Последние два века жизни рассматриваемого искусства представлены достаточно полно и обильно разнообразными памятниками крестьянского быта и обихода, дающими возможность находить и устанавливать их выразительные художественные группировки. Памятники более ранних Эпох встречаются в чрезвычайно ограниченном количестве и пока еще не позволяют делать никаких художественности диетических обобщений. Последние будут возможны лишь после того, как позднейшие материалы будут более тщательно систематизированы и изучены.
<<< Истоки русского крестьянского искусства. Часть 2.
Истоки русского крестьянского искусства. Часть 4. >>>
<<<Оглавление>>>