Художественный быт крестьянского искусства. Часть 17.

Кроме поверхностного влияния соседнего быта, немалое количество картин из рассматриваемой галереи непосредственно и целиком отражают бытовые черты помещичьего уклада; таковы жанровые темы скобчатой резьбы с инкрустацией и белой вологодской перевито, о которых уже упоминалось при характеристике этих разновидностей крестьянского творчества; помещичий быт служил для них, как мы наблюдали, главным источником, из которого почерпались реалистические наблюдения для построения бытовых декораций.

Почти весь XVIII и первую половину XIX века, едва ли не по четвертям столетий, можно разыскать в иконографии этих крестьянских изделий, представляющих своеобразные изобразительные характеристики помещичьего быта.


Подзор простыни. Белая перевить. Деталь. Мотив кареты. Северный район.

Здесь не лишним будет отметить, что указанная разновидность бытового жанра, рефлексирующего помещичий быт, обладает наибольшей выразительностью, меткостью и остротой художественного запечатления. Объяснение этому можно найти как в более повышенной и чувствительной зоркости художника по отношению к чуждой бытовой среде, так и в богатстве и красочности этой самой художественно-усваиваемой среды. Весь круг бытового жанра как крестьянского, так и помещичьего склада, подобно всем другим элементам узора в крестьянском искусстве, также обладает обычным богатством стилистических вариантов. Последние, по-прежнему, не являются следами индивидуалистических подходов и трактовок отдельных художников, а складываются эволюционно, путем коллективных художественных достижений, в своем целом всегда подчиненных областным вкусам и чутких к материально-технической подоснове.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 16.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 18. >>>

<<<Оглавление>>>