Художественный быт крестьянского искусства. Часть 18.

Подводя некоторые итоги сделанной общей характеристике, прежде всего нужно констатировать, что в крестьянском искусстве XVIII—XIX веков сказалась большая и активная творчески-художественная энергия. Нам представляется малоосновательным и фактически неверным рассматривать этот период только как обнищание и упадок народного творчества; таящаяся в недрах крестьянского искусства внутренняя сила с большой полнотой и глубиной выражалась и в эти закатные века старого крестьянского искусства. Это можно наблюдать в той огромной художественной способности, с какой было претворено вековое идейно-символическое наследие в формы, образы и узоры исключительно бытового и чисто декоративного применения. Сохранившееся художественное наследие было реформировано, равномерно распространено на все бытовые предметы и сделано практической основой всех декоративно-конструктивных потребностей и устремлений. В разрешении чисто художественных бытовых задач крестьянским творчеством была проявлена та великая мудрость живого искусства, которое никогда не оставляет вне своего внимания ни одной крупицы из ранее собранных богатств, не разбрасывает их на ветер в «детской резвости», но бережно и внимательно собирает их и делает соучаствующими элементами своих дальнейших обновляющихся художественных исканий и достижений. От прикосновения живой творческой энергии воскресли и ожили в новых художественных проявлениях старые языческие семена; они, быть может, и не похожи на свои древние первообразы, но они прекрасны и оригинальны в своих новых формах. Творческий гений вновь воплотился в них с великой и неиссякаемой силой.

Здесь же необходимо отметить и другое столь же яркое проявление указанной выше творческой энергии. Преодолев культовые мотивы и гениально преобразовав их в чистые декоративные элементы, крестьянское искусство продолжало движение и дальше в этом направлении своего полного внутреннего раскрепощения. Оно разомкнуло отныне тесный для него круг изжитых символов и ввело в пределы, до топ поры заколдованные, плоть и кровь подлинной реальной жизни. Бытовая среда, из которой происходили и где жили крестьянские художники, нашла себе, как было уже указано, первичное отображение и темах и мотивах этого искусства. Последнее перенесло свое обострившееся художественное наблюдение непосредственно в область жизни, отозвалось на ее непрестанно возникающее влияние новыми образами, отдало Значительную долю своего внимания очаровывающим впечатлениям живого бытия.

От символического барса и геральдического единорога оно обратилось к изображению окружающих животных и бытовой обстановки; от привычно-причудливой трактовки сказочной птицы-сирина оно перешло к запечатлению типового портрета деревенской женщины, качающей зыбку или сидящей за прялкой; оно бережно, но настойчиво раздвинуло древние узоры и поместило среди них реалистические картины волнующейся вокруг жизни; оно запечатлело и ввело небогатую повседневность с ее мотивами труда, забот, веселья и отдыха в область своего - художественного созерцания и выражения.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 17.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 19. >>>

<<<Оглавление>>>