Эти классическое сцены за сравнительно недолгий период своего художественного существования уже успели выйти из первоначальной стадии исканий и приобрели в коллективной разработке вполне устойчивые формальные черты, органически связующие их с общим строем декорации бытовых изделий. Их можно считать вполне и окончательно художественно сроднившимися со всеми смежными, их окружающими, орнаментальными и символическими элементами более древних происхождений. Они не только идейно, но и формально приняты крестьянским искусством.
Другие мотивы являются еще в незавершенном периоде первоначальных попыток найти то лаконическое, сжатое и стройное оформление, к которому постоянно и повсюду стремится художественный вкус крестьянских мастеров. Эти мотивы свидетельствуют о неослабевающих, настойчивых и постоянных стремлениях к созданию новой иконографической базы для бытового крестьянского искусства; в них полностью отражаются энергия и смелость, удачи и неудачи новаторства.
Настольник. Набойка по холсту. Деталь. Архитектурный мотив
Зачастую художественное выполнение этих эпизодических тем имеет эскизный, быстролетный и изменчивый характер и значительно уступает в стилистической выразительности старым, вполне отстоявшимся и уже неколеблющимся образам. Новизна непривычных тем ясно отражается в указанной внешней художественной неуравновешенности.
Весьма характерной чертой рассматриваемого бытового жанра является его яркая окрашенность влияниями помещичьей культуры; в такой же художественной степени, как и образы деревенской жизни, в нем находит себе отражение и быт усадебный; постоянно заимствуя из последнего длинный ряд различных бытовых подробностей, крестьянские художники соединяют их с типичными чертами своей обстановки в своих синтетических построениях. Все главные сцены рассматриваемого жанра часто выполняются живописцами и резчиками в бытовой оправе близко наблюдаемой ими жизни провинциального землевладельческого дворянства. Костюмы, мебель, экипажи и другие детали этих сцен явно и неоспоримо характеризуют зародившееся и уже неослабевающее влияние ближайших бытовых культур — в большей степени усадебной, и в меньшей степени городской.
<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 15.
Художественный быт крестьянского искусства. Часть 17. >>>
<<<Оглавление>>>