Художественный быт крестьянского искусства. Часть 15.

На этих предметах зачастую наблюдается, как какой-нибудь сложный жанровый мотив, художественно-завершенный и хорошо сконструированный, приобретает широкую трактовку, вытесняет старые образы и занимает абсолютное место в композиции.

Но в общем нужно констатировать, что в большинстве своих выражений бытовой жанр крестьянского искусства не выходит из пределов орнамента, остается связан с ним в построении и близок ему по своей общей лаконической трактовке, незначителен по масштабу и в равной доле с узором запечатлевает на себе все стилистические особенности общей художественной трактовки.


Полог. Набойка по холсту. Деталь

Эта вновь приобретенная крестьянским искусством реалистически-изобразительная струя в его мотивах является результатом свежих и непосредственных художественных тяготений крестьянских живописцев, резчиков и вышивальщиц к наблюдению над окружающей их жизнью. Живой повседневный быт дал характерный уклон естественным художественным исканиям народных мастеров после того, как древняя мертвая символика перестала их волновать и была уже исчерпана в своей чисто формальной фразировке. Живой реализм пришел на смену мертвому символизму и чистой формальности. Характерные жанровые сцены, возникая на бытовых предметах и соперничая за первое место, пытаются портретизировать живую повседневность. Крестьянское искусство этого периода дает нам многочисленную галерею бытового жанра, весьма разнообразно отражающего жизнь земледельца. Такие мотивы, как деревенские посиделки, чаепитие, уход за домашней скотиной и птицей (выгон скота пастухом, доение коровы, корм скота, поимка коня), женская домашняя работа и занятия (за ткацким станом, за прялкой), полевые работы (жатва, молотьба, бороньба), работа в кузнице, в лесу, сцены охоты, женщина в уходе за детьми (качающая зыбку, пестующая ребенка), увеселения (хоровод, пляска), вино питие и пр. — дают достаточно яркое и правдивое изображение деревенской жизни. Некоторые из этих сцен, как, например, деревенские посиделки, чаепитие, винопитие и ямщина являются наиболее распространенными и художественно законченными; они получили в своей стилистической разработке ясные формы и кристаллизовались в малоподвижные и четкие схемы.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 14.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 16. >>>

<<<Оглавление>>>