Крестьянское искусство последних веков, наряду с проявлением в нем могущественных сил перевоплощения своих старых художественных основ, характеризуется также и открытием совершенно новых реалистических художественных источников уже непосредственно в области той жизни, в которой оно бытовало в которая его ближайшим образом окружала. В тесной связи с раскрепощением от старых начал наблюдается в крестьянском искусстве образование новых элементов его дальнейшего иконографического развития и обогащения.
Набойная деревянная доска плоского рельефа. Культовые мотивы
В вековую традиционную среду старых и мертвых иконографических элементов начинают внедряться мотивы чистой реалистической изобразительности. Благодаря этому новому притоку народный узор древнего образования и склада уже заметно переливается в область чисто жанровых задач, утверждая себя и в этом новом направлении художественно значительными формами. В крестьянском искусстве происходит разрыв иконографического круга, и постепенно обозначается зарождение новых начал — народного бытового жанра. Он входит существенным и заметным элементом в орнаментальное убранство предметов крестьянского быта. Старые традиции узорной орнаментовки не позволяют ему достигнуть полной самостоятельности и обособленности. Народившийся народный жанр продолжает нести на себе неистребимую печать орнаментальной детали в целостном художественном украшении бытового предмета. Но вместе с тем, по отношению, но крайней мере, к некоторым предметным разновидностям крестьянского искусства, мы должны отметить, как этот жанр все настойчивее, заметнее и шире раздвигает окружающую его орнаментику и, наконец, даже начинает занимать центральное и господствующее положение.
Полог. Набойка по холсту. Деталь. Сцены охоты.
Нижегородские резные и расписные донца, северодвинские расписные прялки и вологодская вышивка белой перевити представляют этому не малое количество доказательств.
<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 13.
Художественный быт крестьянского искусства. Часть 15. >>>
<<<Оглавление>>>