Художественный быт крестьянского искусства. Часть 11.

Сложные циклы отмеченных изображений, каждой чертой своей говорящие о глубочайшей старине, еще совершенно не изучены со стороны своего внутреннего содержания; неизвестно их точное происхождение; не разгадана их взаимная связь; не установлена их идейная сущность. Декоративные образы еще не разоблачены научным изучением.


Подзор простыни, вышитой красной нитью. Деталь. Архангельская губерния

Но весь характерный строй этих изображений столь же явственно, как и мотивы геометрической крестьянской резьбы, указывает на источники, служившие неисчерпаемым началом для иконографии крестьянского искусства в его наиболее отдаленную стадию первоначального оформления. Русские крестьянские вышивки — исключительная страница в мировой истории искусств — определяют нам наибольшую хронологическую глубину этого искусства и неопровержимо свидетельствуют о символическом и религиозном характере его первых иконографических слоев. Научное изучение их широко раскроет длинный ряд вопросов, связанных с происхождением крестьянского искусства, и осветит ту роль, которую играло это искусство в древнем народном быту. Отмеченные нами идейные источники дают неоспоримое доказательство тому, что так часто называемое декоративное крестьянское искусство первоначально заключало в себе не только функцию украшения быта, но и выражало собой огромную долю тех духовных начал, которые составляли подпочву старой народной бытовой культуры.


Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 10.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 12. >>>

<<<Оглавление>>>