Художественный быт крестьянского искусства. Часть 10.

Основной внешней чертой всей русской вышивки, поскольку она нам известна в своих поздних проявлениях, является почти никогда не нарушенная и изумительная в своих художественных достижениях геометризация всех многочисленных мотивов, исторически вовлеченных в ее изобразительный репертуар. Фигурные мотивы этого своеобразного стиля особенно ярко и богато представлены северной великорусской вышивкой красной нитью. Барсы, львы, кони, двуглавые птицы, человеческие фигуры, всадники в мерном чередовании с вазонами и разновидными «древами» восточной трактовки, развертываются повторяющимися ритмичными рядами на подзорах деревенских простынь, подолах рубах и концах полотенец. Эти мотивы в данном их построении почти не имеют общего со всеми другими видами орнамента крестьянского искусства; ни резьба, ни роспись не дает полных композиционных соответствий; лишь отдельные, изолированно-воспроизведенные, образы из этих фигурных построений (мотив коня, льва) можно встретить в красках и порезках бытовых предметов.


Подзор простыни, вышитой цветными линиями. Деталь. Олонецкая губерния

Чуждые и далекие русской природе звери и птицы и разделяющие их священные древа, иногда с графически построенным человеческим обликом; фигуры женщин-богинь и предстоящих всадников с поднятыми в молитвенном жесте руками; всадники перед жертвенником или храмом; жертвенник с головой рогатого животного; фрагменты рук в молитвенном жесте; символические птицы и кони; знаки свастики и условной розетки — все эти характерные для северных великорусских вышивок мотивы, иногда объединенные в символические живые сцены — и в постоянном сочетании с размешенными по полю вышивки меньшими и почти тождественными в трактовке образами людей, зверей и птиц — сохраняют еще внятные отголоски древних культов дохристианских религиозных представлений.


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 9.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 11. >>>

<<<Оглавление>>>