Художественный быт крестьянского искусства. Часть 12.

Переходя к анализу позднейшей поры крестьянского искусства, нужно отметить, что указанные выше первичные символические его элементы, рождая и размножая бессчетное множество повторительных вариаций, служили, вероятно, главной основой народного изобразительного творчества в продолжение всей его многовековой исторической жизни — до рубежа петровских реформ; только с этого времени можно наблюдать, как появляется в бытовом творчестве крестьянства смена старых иконографических начал мотивами совершенно другого происхождения. Старые образы сохраняются и в продолжение последующих веков, но они уже являются в новом окружении и, по-видимому, в ином, чем раньше, художественном выражении. Крестьянское искусство последних столетий показывает их нам уже навсегда лишившимися всех своих духовных и магических свойств, но продолжающими преемственно развиваться исключительно в пределах своих декоративных свойств. Эти образы становятся мертвы в своем идейном содержании, но, быть может, благодаря именно этому приобретают необычайное богатство своих формальных проявлений.


Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район

Они испытывают сложное художественное реформирование. Религиозное содержание их было изжито, идеи, ими выражаемые, — забыты, культы — умерли, обряды и верования — исчезли или видоизменились; но символические образы, утеряв свою непосредственную жизненность и магическое влияние, не исчезли из этого искусства, а были превращены им в мотивы чистого узора, равномерно распространяемого на весь круг бытовых предметов. Крестьянское искусство продолжало развитие унаследованных мотивов, применяя их к украшению и извлекая из них конструктивные начала.


Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район


<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 11.

Художественный быт крестьянского искусства. Часть 13. >>>

<<<Оглавление>>>