Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 22.

Старые рисунки сохраняют много типичных мотивов зверей и птиц, неизменно кочующих по всем предметам бытового крестьянского искусства. Мотивы птицы-сирина, льва и единорога и птицы с поворотом головы характеризуют традиции XVIГ века. Сцены с всадниками близки к сказочному репертуару лубка петровского времени. Здесь мы зачастую встречаем рисунки совершенно неожиданной экспрессии. Изображения коней, собак и зверей далеки от статуарности и проникнуты острым напряженным движением, переданным выразительной синтетической линией. В позднейших рисунках отмечается влияние городского и помещичьего характера (архитектурные мотивы) и богатая растительная орнаментика с птицами и двуглавыми орлами. Особенное богатство и разнообразие получает узор набоек в XIX веке, когда набивное производство усложнилось введением в технику набивания досок с металлическим рельефом, дающим более дробный, четкий и тонкий узор. Орнаментика этих набоек уже выходит из круга чисто крестьянской иконографии, так как характеризует не мелкое натуральное хозяйство крестьянина, а обширные кустарные ремесла XIX в.


Изба постройки 1876 г. Нижегородская губерния

Крестьянская набойка в целом характеризуется широкой декоративной простотой орнамента, присутствием в нем типичных древних зоографических мотивов и малокрасочностью. Набойки эти оттискивались исключительно с деревянных досок.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 21.

Крестьянская архитектура. >>>

<<<Оглавление>>>