На предшествующих страницах была сделана попытка дать общую формальную характеристику пластического и живописного (и попутно графического) направлении крестьянского бытового искусства. Для установления общих типичных признаков и ряда детальных черт этих направлений имелась возможность привлечь к рассмотрению и анализу значительное количество необходимых материалов. Иначе обстоит вопрос по отношению к обширной и глубоко интересной области старо-крестьянской деревенской архитектуры. Если русские музейные собрания еще обладают памятниками народной архитектурной резьбы (она была рассмотрена в соответствующем месте), то сторона конструктивная крестьянской архитектуры совершенно отсутствует среди памятников наших музеев. Полных и цельных архитектурных организмов крестьянских построек не имеется ни в одном русском музее; последние, к сожалению, отразили исключительно внешнее декоративное резное убранство крестьянских строений.
Редкие любительские снимки, случайные планы и произвольные реконструкции, да беглые личные впечатления тех, кому доводилось бывать в деревенских недрах России, служат единственными — скудными и малонадежными— источниками для изучения русской деревенской архитектуры. Мы имеем лишь самые общие схематические черты для характеристики этой богатой области крестьянского деревянного зодчества, где художественный гений народный проявился с значительной силой. Крестьянская изба, представляющая собой чрезвычайно строгий, замкнутый и малоподвижный на протяжении многих веков организм, еще не служила объектом всестороннего наблюдения и изучения, несмотря на то, что в ней, как в чистом и верном зеркале, отразились художественные способности русского крестьянина-плотника. Если всякая мелкая бытовая деталь крестьянского обихода неизменно несет на себе признаки полного художественного внимания со стороны ее производителя, то совершенно естественно, что жилище, объединяющее и замыкающее в себе своеобразную бытовую обстановку, в своем построении и формальном облике содержит много основных черт и особенностей крестьянского художественного творчества. Архитектурный организм, в котором протекает жизнь крестьянина, несомненно, проявляет с особенной углубленностью п чистотой присущие крестьянскому искусству качества. Конечно, они выражаются в этом случае с меньшей внешней наглядностью, пребывают скрытыми в конструкциях и пропорциях, в планировке и сочетании всех архитектурных частей постройки. Нам известно народное церковное деревянное зодчество; мы знаем, что северная изба, как и церковь принадлежат к одному стилю художественного творчества, что между ними есть много общего. Все это заставляет думать, что гражданская постройка деревни, будучи изучена, значительно расширит и обогатит наше представление и понимание крестьянского зодчества. Типы крестьянских изб поволжского и северного районов служат ручательством богатого художественного содержания деревенской архитектуры.
Она неотложно нуждается в специальном исследовании.
От высоко взлетевшего древнего конька на гребне крыши до последней, ушедшей в землю, ступеньки крылечка, от ритмичного частокола до дверцы погреба — должен быть собран материал по изучению крестьянского многовекового жилища. Фотографии, зарисовки, чертежи, обмеры, установление терминологии, составление архитектурного и плотничьего словаря, собирание всех декоративных и конструктивных деталей, определение главных вариантов русской крестьянской избы в разнообразных областях громадной территории, — все это является неотложной, глубоко интересной и важной задачей научных экспедиций по изучению крестьянского архитектурного творчества. Лишь исполнив хоть некоторую часть этой задачи, возможно будет приступать к составлению полной и надежной характеристики крестьянского деревянного зодчества.
Можно сказать наперед по тем беглым сведениям и фрагментарным памятникам, которые имеются в распоряжении современного изучении, что всестороннее и детальное освещение архитектурного крестьянского творчества даст многоинтересную картину того, как вековое ремесло и традиция, напитавшись художественным вкусом народа, отразив на себе дух и потребности крестьянской среды, являют крупные и своеобразные художественно-материальные достижения, насквозь реалистические, везде логические, во всех формах проникнутые спокойствием, силой и мудростью трудового искусства.
<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 22.
Другие направления крестьянского искусства. >>>
<<<Оглавление>>>