Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 21.

Большинство крестьянских набоек выполнялось в одну краску — черную, синюю или красную. Главный художественный эффект рисунка набойки заключался в расположении и взаимном сочетании двух цветовых элементов: узора и фона. Равновесие этих двух начал достигает в набойных рисунках предельной художественной точности. Мастерство орнаментальных композиций находится на высокой ступени, и немалое количество крестьянских набоек, от наиболее примитивных шашечных, рябчатых и дорожчатых узоров до развитых и сложных мотивов растительного и архитектурного характера, могут служить совершенными художественными примерами исключительно чуткого и артистического умения графически сочетать элементы фона и узора в их равномерном и ритмичном распределении.


Донце расписное. Деталь. Мотив жеского хора. Нижегородская губерния

Обычная и ясная художественная и производственная логика крестьянского бытового искусства находит в этой области яркое выражение. Ею проникнуты и старая архаика узоров и новые орнаментальные достижения. Все они равно освещены этой простой и трезвой художественной мудростью: в них нет никаких следов болезненности, искусственности и извращенности.

Сравнительно небольшое количество бытовавших набоек имеет расцветку в два-три тона. Многоцветная набойка делается с нескольких досок или же имеет дополнительную расцветку, наносимую посредством особых штампов, или же просто раскрашена от руки. Ее красочность обычно не выходит за границы нескольких основных и интенсивных цветов (черный, зеленый, синий, коричневый, желтый, красный), придающих набойной ткани яркую и жизнерадостную звучную пестроту.


<<< Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 20.

Живописно-графическое направление крестьянского искусства. Часть 22. >>>

<<<Оглавление>>>