Но всегда был и остается у этих художников удивительный дар «поставленного голоса», точнее, «поставленного глаза», трезвое чувство меры в оценках многих авторов и их произведений, мнение, порой расходящееся с господствующей критической точкой зрения.
Мы говорим о тематике работ Кукрыниксов, о направленности их шаржей и карикатур. Но нужно сказать о том, что троица эта - явление в нашем, да, пожалуй, и в мировом, искусстве уникальное.
Они возникли в то время, когда в нашей графике работали такие славные мастера, как В. Лебедев, В. Фаворский и др., а на Западе - антифашист Г. Гросс и др. Но путь Кукрыниксов был свой собственный, неповторимый.
Если уж говорить об их учителях, то в первую очередь хочется назвать не художников, а писателей Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Маяковского. И русский народный лубок.
И идут они не просто в ряду талантливых и даже очень талантливых мастеров карикатуры и шаржа - здесь вступают иные закономерности; их метод можно сравнить с методом Гойи, Домье, Босха.
В этом нет преувеличения. Сатира этих мастеров переходит в открытие особого сатирического мира, подобно тому, как в литературе это было у М. Салтыкова-Щедрина или В. Маяковского. В своем философском видении предмета они запечатлели остроту поиска и точность.
Если мы сравним ранние работы Кукрыниксов - студенческие, вхутемасовские зарисовки - и самые последние, мы увидим общность художнической интонации, дерзкое слияние схожести и фантасмагорического гротеска, абсолютную точность ритма, значимость не только «ведущей линии», но и каждой детали, играющей на главное, на целое.
<<< Римский-Корсаков и Чайковский
<<<Оглавление>>>