Римский-Корсаков и Чайковский

И я обрадовался, увидев как-то в книге Кукрыниксов памятную мне с детства карикатуру, ознаменовавшую провал рапповской политики в области музыки - начало нового этапа в культурной жизни страны: сидит за роялем человек, сжимая голову, со скорбным лицом - тогдашний музыкальный лидер А. Давиденко, а вокруг, развернув ноты, поют хором Шопен с нежными глазами и суховатый, нахмуренный Бетховен, и в обнимку Римский-Корсаков и Чайковский. И все они поют песню А. Давиденко «Нас побить, побить хотели». А побить хотели потому, что весьма многие из великих, запечатленных здесь, относились теоретиками-вульгаризаторами к... создателям произведений, чуждых пролетариату, «пессимистических и размагничивающих». Но вот 23 апреля 1932 года ЦК ВК1Т(б) принял «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций»-и все эти бредовые формулировки ушли в прошлое!

Очень важен и другой сюжет - отклик на очередное рапповское «мероприятие» - «призыв ударников в литературу», когда рапповцы хватали любого мало-мальски грамотного рабкора и пытались сотворить из него писателя, искусственно создавая, как им казалось, пролетарскую литературу. Хорошие ребята, оторвавшись от родной среды, чаще всего писателями не становились, в лучшем случае кто-нибудь из мастеров брал на себя труд «отредактировать», т. е., проще говоря, переписать их сочинения...

На карикатуре Кукрыниксов изображены эти славные парни, к лицам которых суетливые карлики наскоро приклеивают толстовские бороды... Так и стоят - один Лев Толстой, второй Лев Толстой, третий...

Не будем искать определения художественных приемов Кукрыниксов - они достаточно сложны: здесь и ожившая метафора, и отталкивание от известных пословиц и поговорок, и великолепное слияние резкой сатиры и лирики, и умение сломать грань живой и неживой природы (для Кукрыниксов порой характерно сближение объектов их сатиры то с обликом животных, а то и... машин!).


<<< Человеческие черты

Антифашист Г. Гросс >>>

<<<Оглавление>>>