Церковная живопись

Думаю, что немало нужно поголодать, чтобы с такой яростью изобразить сочащиеся куски жареного мяса, сверкающее вино, груды свежайших, сверкающих фруктов! По сравнению с натюрмортами Пиросманишвили даже огромные полотна Снайдерса мне вспомнились как реклама продуктового магазина. Вывески же, написанные Пиросманишвили, я воспринял как гимн, и не просто еде и питью, - как гимн жизни.

Вместе с тем Нико Пиросманишвили глубоко социален. Вспоминаешь его полотна и репродукции, виденные в разное время, и ясно ощущаешь, что мир, созданный им, это не мир примитивного видения жизни.

Да, художник шел в своих решениях от народного лубка, от вывесок, в композицию многих его вещей входят надписи, пояснения (часто на русском языке).

Безусловно, он знал и церковную живопись. Но все это в его вещах претворено в систему очень ярких, своеобразных и глубоких образов. Какой силой, благородством, душевной простотой веет от фигуры рыбака, бредущего по ручью! Какой печалью проникнут образ многодетной женщины, к которой пришел богач-филантроп! С каким знанием и уважением изображен крестьянский труд во многих композициях Пиросманишвили!

И еще одно качество Пиросманишвили - любовь к мечте. Десятки его работ утопичны. Бедняк, лишенный крова над головой, он живописует удивительные замки; полуголодный - столы, полные яств; его моря, его звери и птицы - все это более напоминает сказочные моря и сказочных животных!


<<< Монография К. Зданевича

Жизнь людей искусства >>>

<<<Оглавление>>>