Возвращение во Всероссийскую Академию художеств

Однажды я попросил художника подробнее рассказать о лагере, о плене. Он показал мне фотографии и репродукции серии работ «Этого забыть нельзя».

Некоторые из них я сразу же узнал: они демонстрировались на одной из выставок, посвященной теме борьбе за мир. Это были работы, где изображались узники лагеря смерти, истощенные, измученные, истерзанные. Но в их лицах была жива мысль о борьбе.

Я запомнил одну из картин, изображающую поющих лагерников. Странное дело, я был просто убежден, что люди эти пели «Интернационал», хотя позабыл спросить об этом у автора картины!

«Первая Конная». Романтическая мечта предвоенных мальчишек. Она гремела в маршах, она проходила по экранам, она мелькала на почтовых марках и врывалась в игры и сны.

Моисеенко взял лишь один момент жизни Первой Конной. Не победную схватку, не парад. Гремит труба. И Конная выступает в поход. Совсем как в песне, развеваются знамена, совсем как в песне, оживают этапы большого пути, совсем как в песне, «за землю, за волю» идут сыны рабочего класса.

Полотно «Первая Конная» было создано в 1957 году, т. е. в то время, когда в изобразительном искусстве, как, впрочем, и в поэзии, были попытки заново пересмотреть краеугольные камни нашего отношения к задачам искусства, как активной силы создания нового общества. Зазвучали даже вдруг возникшие декларации «чистого искусства».

Е. Моисеенко своей картиной подтвердил неизменную верность идеалам революции.

Есть в этом полотне то подлинное беспокойство, которое превращает любой, даже не раз повторяющийся и известный сюжет, в явление современной жизни.


<<< Истоки художественных вкусов

Романтическая тревожность >>>

<<<Оглавление>>>