Дарование сатирика

Дарование сатирика с особой силой развернулось у художника во время войны. Блокаду В. Гальба провел в Ленинграде, сотрудничал во многих изданиях и выезжал на фронт. Он был в числе основателей «Боевого карандаша» вместе с И. Астаповым, В. Курдовым, Н. Муратовым и др.

В «Истории русского искусства» (т. XIII) сказано кратко: «Особо следует отметить героическую, самоотверженную работу в ленинградских газетах В. Гальбы, пережившего дни блокады Ленинграда и сумевшего завоевать широкую популярность среди бойцов Красной Армии в ленинградских жителей. Лучшие качества сатиры Гальбы - яркий темперамент и горячая полемичность вложенного в карикатуры чувства - появились в его рисунках военных лет». Автор (Н. М. Чегодаева) отмечала, что художник строит свои работы на приемах гиперболизации и утрировки сатирического образа.

Несколько раз блокадной зимой, добираясь до Фонтанки, 67, где находились в годы войны не только «Ленинградская правда» и «Смена», но и «Красный Балтийский флот», где я печатался, я видел Владимира Александровича. Об этом периоде его жизни вспомнил Лев Самойлов, прекрасный художник из «Красного Балтийского флота», отважный человек, дружбой с которым я всегда гордился. Он писал в своих воспоминаниях: «Голод он ощутил, наверное, раньше нас - военных газетчиков. Нам еще выдавали после жидкой похлебки и пшенной каши на третье какое-то желе цвета жидко разведенной марганцовки, смахивающее по вкусу на туалетное мыло «Весна». А у них, в «Ленправде», уже в ходу были такие словечки, как „дуранда" и „соевое молоко"».

Это была повседневная работа. И это был подвиг. Я помню и автора воспоминаний, и В. Гальбу, и всех других - конечно, военные журналисты получали хоть жалкую, да еду, а вот гражданские...


<<< Сатира Гальбы

Товарищи по оружию >>>

<<<Оглавление>>>