Внешним поводом для художника действительно может быть любой сигнал извне, любое «пятно». Но, для того чтобы возникла «Гренада» (если версия о кабачке верна), нужны запавшие в сознание художника военные шляхи, и ночевки под небом, и перестрелки с бандитами. Нужен социальный импульс! Нужно пересечение личных впечатлений и общественного настроя! Многое нужно. А уже потом возникнет тот почвенный слой, на котором прорастут «лопухи» и «лебеда», а рядом с ними ростки подлинного искусства.
А. Гончаров - художник, связанный и со своим временем и со своими предшественниками, а почти в каждой работе предшественники его были весьма серьезны и достаточно сильны, чтобы диктовать художнику свою волю. Но в споре он оказывался прав.
Предшественники? Напомним, что к «Хронике царствования Карла IX» делал иллюстрации В. Фаворский, к «Дон Кихоту» - Г. Доре и целая плеяда мастеров, к Т. Смоллетту Р. Корболд и др. А в образах А. Островского и Лопе де Вега запечатлены прекрасные актеры!
В работах советского художника прозвучало время - социальный оптимизм и надежда, уверенность в торжествующей справедливости и человечность.
А. Гончаров создал лиричный пейзаж, с безмерной точностью передающий жар раскаленного солнца Андалузии (иллюстрации к Лопе де Вега); «приключенчески таинственен» его «Человек-невидимка»; чувственны фронтисписы к В. Шекспиру (особенно к «Буре») и к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (выполненные несколько позднее).
<<< Богатыри и фантастические кони
<<<Оглавление>>>