И как бы далеко от нашего времени ни уходила художественная мысль А. Гончарова, по многочисленным признакам, по отношению к теме, по современности рисунка и в эпосе он оставался человеком наших дней.
Выше я упомянул о большой культуре художника, о русской энциклопедической его культуре. И действительно, у А. Гончарова очень четко интеллектуальное начало творческого процесса.
Не хочу сказать, что в споре интуитивного и сознательного у А. Гончарова мыслитель берет верх, но рисунки художника насыщены мыслью, продуманы как раз и навсегда открытая формула.
Войти в творческую лабораторию настоящего самобытного художника трудно. Особенно сложно, когда речь идет о таком художнике, как А. Гончаров, который по самой специфике своего дарования - графика-иллюстратора - раскрывает, обнажает мысль писателя. И вместе с тем порой можно проследить, как световое пятно или неясные контуры предмета вызывают к жизни динамический, полный сил и энергии рисунок.
Но не с этого начинается процесс творчества и не этим кончается.
Как-то В. Панова рассказывала о рождении стихов М. Светлова «Гренада».
По ее воспоминаниям, так назывался ростовский кабачок. Судьба привела в него поэта. «От стоял над идущими вниз ступеньками кабачка, и в лицо ему ударяли переборы гармони, игравшей знаменитое «Яблочко»... Случайность? Конечно...»
И далее В. Панова цитирует строки Анны Ахматовой:
Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора. Как лопухи и лебеда.
Выдвинутая концепция творчества неверна. Точнее - почти неверна.
<<< Главная функция иллюстрации для А. Гончарова
<<<Оглавление>>>