Главная функция иллюстрации для А. Гончарова

А. Гончаров не только автор книг, посвященных искусству, но еще и автор дискуссионных диалогов и полемических статей, опубликованных в «Литературной газете» и «Советской культуре». В многочисленных статьях он утверждает свой взгляд на иллюстрацию.

Главная функция иллюстрации для А. Гончарова и это естественно познание действительности; следующая - дидактическая, воспитательная.

Художник считает, что изображение воздействует на зрителя по трем направлениям - по сюжетно-смысловому, пластически-пространственному и декоративному.

Первое, с чем сталкивается зритель, сюжет, сюжет в его чистом, так сказать, прямом отражении. Но сюжет имеет и иное звучание: он может нести характер символа. И с этим тоже необходимо считаться.

Но сюжет - это еще далеко не все. За ним стоит духовное начало, вдохновение, проникновение художника в сущность литературного произведения.

Есть у Гончарова ряд работ, связанных с народным эпосом. Еще до войны вместе со своими товарищами - Никитой Фаворским и Михаилом Пиковым - он делал иллюстрации к «Давиду Сасунскому»; сразу после войны к эстонскому эпосу «Калевипоэт», позднее к латышскому эпосу «Лачплеснс».

Богатыри и фантастические кони, небо, сливающееся с землей, многоголовые чудища свидетельствовали и об умении войти в народную фантазию сказителя, и о прекрасном знании средневековых «путешествий» с их выдумками и легендами, так хорошо понятыми авторами древних миниатюр.


<<< Мысль о режиссуре книги

Богатыри и фантастические кони >>>

<<<Оглавление>>>