Система книжной гравюры на дереве

От сложной тоновой системы штрихов советские мастера стали отказываться принципиально, во имя более простого, но более выразительного и более темпераментного изобразительного языка. Так сложилась ранняя советская система книжной гравюры на дереве, которая в лице В. А. Фаворского приобрела своего последовательного и убежденного руководителя. В «школе Фаворского определенном направлении советской молодой гравюры на дереве - А. Гончаров уверенно занял одно из ведущих мест». Школа Фаворского...

В письме ко мне от 5 апреля 1978 года А. Гончаров писал:

«Хорошо бы также упомянуть, что первым учителем моим был Илья Машков, заложивший для меня основы живописи и любовь к живописи цветной, подтолкнув своих учеников и меня, в частности, к поискам композиционных закономерностей и к размышлениям чисто искусствоведческим, что сильно развил В. А. Фаворский, давший мне основы «Теории композиции», которую я и развиваю».

Действительно, А. Гончаров был учеником В. Фаворского; в его работах, особенно ранних, это видно.

Школа эта была хороша и потому, что помогла А. Гончарову самоопределиться, найти свой почерк, свое лицо, свой характер... Здесь бы полагалось написать: «и свою тему». Но получилось так, что А. Гончаров, как и его учитель, никогда не замыкался в пределах одной темы: мир раскрывался перед художником в десятках тем и сюжетов, требующих раскрытия, вмешательства, вторжения.

Не случайно А. Гончаров порой вспоминает фразу своего учителя В. Фаворского: «Все, что попадает в руки настоящего художника, приобретает творческий облик».


<<< Искусство как мировоззрение

Руки настоящего художника >>>

<<<Оглавление>>>