Искусство как мировоззрение

Действительным же залогом развития живописи должен быть живой опыт, а не омоложение (под каким бы видом оно ни производилось) академических канонов. Лишь понимание искусства, в первую очередь, как мировоззрения, а не только как мастерства, сумеет создать настоящий реализм. В противном случае каждая форма окажется мертвой».

«Искусство как мировоззрение, а не только как мастерство» - это интересное и серьезное суждение при некотором уточнении безусловно определяет сегодня многое из созданного А. Гончаровым в последующие годы и в живописи, и особенно в графике.

Самое раннее упоминание о художнике А. Гончарове в «объемной» работе я нашел в книге А. Сидорова «Русская графика за годы революции», выпущенной еще в 1923 году, где среди иллюстраций бросалась в глаза гравюра А. Гончарова «Голова старухи», резкая, данная сразу анфас и в профиль, обнажающая не столько кожный покров, сколько человеческий характер.

Автор книги назвал в числе учеников В. А. Фаворского, работавшего «по восстановлению старых техник (обрезная гравюра)», в ряду «многообещающих талантов»- первым! - А. Гончарова.

В предисловии к альбому А. Гончарова, вышедшему уже в 1960 году, А. Сидоров напоминал:

«В послереволюционные годы наши ксилографы почти с самого начала стали на другой, более интересный и тяжелый путь: резать на дереве должен не график - исполнитель чужого рисунка, а сам художник - автор рисунка, который может свободно и естественно осуществить на дереве свой замысел.


<<< Натурализм и нарождающийся «академизм»

Система книжной гравюры на дереве >>>

<<<Оглавление>>>