Среднеазиатские горы пли степи

Именно поэтому я не мог увидеть по- всему ни лес, ни луга, ни березки, а видел их только через картины Шишкина, Левитана, Куинджи и других художников, а не видя мир по-своему, нельзя создать произведение искусства.

Другое дело - среднеазиатские горы пли степи. Тут природа сама наполняет меня неповторимым чувством красоты, величия и гармонии. Тающая вдали горная цепь так мне с детства знакома, так дорога, близка и понятна, я так хорошо знаю и «чувствую» те законы, по которым она каждый час меняется, что, конечно, о ней, о ее жизни, о ее «душе» я могу больше, лучше и интереснее рассказать, чем, например, о пальме, о море и даже о березке»'.

Большую цитату эту я привел не только потому, чтобы подчеркнуть важную для меня мысль. Читая С. Чуйкова, я понимал, что он был и остался не только подлинным живописцем, он остался и писателем, очень чутким к слову, к его месту во фразе.

Я написал Семену Афанасьевичу письмо, расспрашивая его о текущей работе и планах. Он ответил:

«Продолжаю ежегодно на лето ездить работать в Киргизию. Пишу родную природу (горы) и колхозников. Параллельно продолжаю работать на темы о простых людях Индии. Над этими темами, как известно, я работаю уже 25 лет (с 1952 года), и все мои работы посвящены народным типам: кули, рабочие, подметальщики, уборщики, крестьяне, так как именно в них - подлинная Индия, ее душа, ее сущность и ее красота...

Особое внимание я уделяю самым обездоленным людям из касты неприкасаемых. На эту тему создано уже несколько работ: «Подметальщица из касты неприкасаемых» (1962, ГРМ), «Подметальщица из Джайпура. (1954, ГТГ), «Веселые подметальщицы» (1967, Нац. Худ. галерея Мадраса (Индия) и «Новобрачные из касты неприкасаемых» (1973). Сейчас в работе новые сюжеты на эту драматическую тему.


<<< Среднерусская природа

Точность композиции >>>

<<<Оглавление>>>