Точность композиции

Самая же последняя работа - триптих 1977 г. «Киргизия» («Полдневный отдых», «Чингиз Айтматов» и «Аалы Токомбаев»). Народ и его выдающиеся писатели. Эта работа, кажется, еще нигде не печаталась». (Письмо от 13 марта 1978 г.)

Теперь она опубликована в альманахах и репродукциях.

Работа С. Чуйкова «Триптих» (1977) - снова родные края, близкие, дорогие люди вновь родившейся Киргизии.

Левая часть триптиха - портрет Аалы Токомбаева с внучкой (известный поэт, один из тех, кто открыл начальные страницы киргизской литературы); центр- «Полдневный отдых» (девушка, задремавшая у копны; рядом с ней грабли, разрезанный арбуз, брошенное пальто); правая часть триптиха - портрет Чингиза Айтматова, с именем которого связан целый этап современной прозы - не только киргизской, но и всесоюзной.

Точность композиции, сделавшей логическим центром портрет незнакомой девушки из колхоза, подтверждена зеркальным расположением двух фигур, знаменующих духовную жизнь республики в разные периоды ее жизни... Почти детская улыбка человека, будто впервые увидавшего солнце, и улыбка ребенка (сходство девочки и деда очень отчетливо), и пристальный взгляд человека, вглядывающегося в даль, но не куда-то за линию горизонта, где неясные очертания и краски, а в даль осязаемую, реальную...

Пожалуй, именно в Киргизии я еще и еще раз понял, как велико на нас влияние живописи. Ведь десятки, может быть, сотни деталей внешнего мира, прекрасных и поэтичных, могли бы ускользнуть от нас, если бы мы не познакомились до этого с работами живописцев!


<<< Среднеазиатские горы пли степи

Служение книге >>>

<<<Оглавление>>>