И в этих работах особенно ясно видно, кого избрал своим наставником и учителем советский художник. Это - Александр Иванов.
Семен Афанасьевич немало поездил по Италии. Я запомнил его рассказ, как он искал ту точку, то место, с которого писал один из своих пейзажей Александр Иванов.
Справедливо писал о мастере автор монографии Д. Сарабьянов:
«Сквозь новое, что появляется в творчестве Чуйкова, всегда просвечивает старое, постоянное, присущее одному лишь Чуйкову и никому другому больше.
Чуйков постоянен в своих привязанностях к определенным художественным традициям. Его увлекает гармоничность искусства итальянского Возрождения, его высокий строй, чистота стиля. В Веласкесе его поражает беспредельная живописная свобода. Из русских художников его внимание всегда привлекали Врубель и Суриков. Но особенно близок Чуйкову Александр Иванов, у которого он всегда учится, соразмеряя свои образы с созданиями великого исторического живописца и пейзажиста. Характерное для Чуйкова стремление закрепить внутреннее состояние человека в его пластике, в гармоничном движении, подход к пейзажу как к картине мира - эти черты находят опору в ивановском творчестве».
Все это так! Я бы только добавил два имени - Н. В. Гоголя, прекрасным знатоком которого был Семен Афанасьевич, и А. А. Блока, с циклом его стихов об Италии.
Не суждено нам разлучиться, И через дальние края Твой дымный ирис будет сниться, Как юность ранняя моя.
Но прежде всего был, разумеется, Александр Иванов.
Разговор о русском живописце, прекрасное знание его работ (в библиотеке С. Чуйкова на видном месте находится превосходная монография М. Алпатова) много объяснили и в киргизских, и в индийских произведениях Чуйкова.
<<< Отсутствие философского мышления
<<<Оглавление>>>