Даже известный цикл «Прачки» (изображение женщин у гладильной доски) свидетельствовал в значительной своей части об отказе от многих принципов узкоформальных решений. Художник постарался осмыслить, внести в большое искусство весьма прозаический «фольклорный» материал - живопись уличных вывесок - создания безымянных маляров.
Похвалюсь много позднее он подарил мне один из вариантов «Прачек».
Рисунок из серии «Панель революции» я попросту выменял у него, отдав ему небольшой этюд (женский торс), сделанный им не то в 1912-м, не то в 1914 году. И смотря на эти работы, я всегда думаю о том, что даже очень ранние из известных нам графических (и многие из живописных) работ В. Лебедева говорили о его стремлении - может быть, и не осознанном до конца - вырваться из круга чисто формальных исканий.
И не случаен остросоциальный характер его сатирических зарисовок.
Владимир Васильевич рассказывал мне: когда на одном из диспутов в начале 1918 года к нему подошел народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, сказав: «Работайте с нами!», для В. Лебедева выбор был уже сделан. Не случайно то, что революцию В. Лебедев принял сразу, так же, как приняли ее Маяковский и его друзья.
О Маяковском В. Лебедев рассказывал весело - очень гордился, что боролся с ним («В прямом! В прямом смысле слова!»), клал его на обе лопатки; и что Маяковский назвал его «Прачек» «аэропланами» (действительно, свисающие рукава рубашек несколько напоминали крылья).
Признаюсь, в появлении нынешнего названия цикла «Панель революции» повинен я: когда В. Лебедев показывал мне работы из этой серии, изображающей морячков, их подружек, типы людей послереволюционных дней, я сказал, что толковать эти работы как зарисовки с натуры нельзя - скорее, это иронические заметки.
<<< Первые работы В. Лебедева в области живописи
<<<Оглавление>>>