Первые работы В. Лебедева в области живописи

Много, много лет назад, еще до революции, В. Лебедев начал свой путь художника. Он выступил почти одновременно как живописец и график. Его картины появились на выставках, шаржи и карикатуры в юмористических журналах (позднее, пройдя опыт революционных «Окон РОСТА», он был в числе организаторов первых советских сатирических журналов).

Первые работы В. Лебедева в области живописи были глубоко реалистичны. Уже позднее, после революции, он увлекся кубизмом. Но искусствоведы, говоря об этом направлении, явно переоценивали его роль в творчестве В. Лебедева. Здесь, видимо, произошла такая же ошибка, какая в течение многих лет сводила творчество Маяковского к юношескому футуризму. Конечно, многие из предреволюционных работ В. Лебедева были связаны с кубизмом. Но даже «крайне левый» критик Н. Пунин в специальной статье «Значение кубизма в творчестве Лебедева» был вынужден признать, что «его дарование не формально по самому своему существу». Да и сам Лебедев говорил мне, что в отличие от старшего поколения русских кубистов он, как художник, воспринимал приемы этого течения лишь как частный случай, как эксперимент. И это, кстати, прекрасно понимали критики 20-х годов, включая тех, кого никак нельзя заподозрить в симпатиях к кубизму.

Так, А. Сидоров, говоря о детской книге самых первых послереволюционных лет и назвав ряд мастеров, написал: «Лучше всех, конечно, Лебедев («Слоненок»)».

А в статье 1923 года «Гравюра и графика» Я. Тугендхольд, упомянув цикл «Улица революции», определил В. Лебедева как «талантливейшего из наших бытовых рисовальщиков».


<<< Литературовед Сергей Владимиров

Рисунок из серии «Панель революции» >>>

<<<Оглавление>>>