Цветные литографии

К середине 30-х годов Валентин Курдов был художником заметным. Уже была на виду вышедшая еще в 1934 году «Рикки-Тикки-Тавн», книга нестареющая. Напомним этот рассказ Р. Киплинга. В нем речь идет о борьбе маленького отважного зверька мангусты с кобрами, страшными очковыми змеями. Нагом и Нагайной. Лаконизм без скупости, умение найти очень немногие, самые необходимые детали, определяющие реальность действия, целесообразность каждого штриха - все это характерно для рисунков. Художник весь в природе. Это не та модная «тяга к натуре», которая порой реализуется в автопрогулке но пригородам и беглых справках в ботаническом атласе. Это глубинные познания человека, с детства близко стоящего к природе, в сочетании с настоящим лиризмом.

Охотник, следопыт, друг и спутник таких превосходных знатоков природы, как В. Бианкн, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкое, В. Курдов к тому же превосходный знаток специальной литературы по ботанике и зоологии, частый посетитель Зоологического сада и Зоологического музея... И действительно, «Рикки-Тикки-Тави» - книга точнейшего восприятия далекой индийской природы и никогда не виданного нами зверька - мапгусты.

Но перед художниками-анималистами всегда стоят две угрозы - стилизация животных «под людей», с одной стороны, и с другой - дотошный биопортрет, достойный украсить страницы исследования, но, увы, безэмоциональный.

В книге «Рикки-Тикки-Тави» есть и драматизм ситуации (первая иллюстрация - знакомство маленького зверька с большой, страшно раскрывшей пасть змеей), и юмор - сценка с плаксивой мускусной крысой Чучундрой, обильно проливающей слезы...


<<< Татлинская башня

Идеал гражданина и художника >>>

<<<Оглавление>>>