Работы позднего Дега выполнены преимущественно в технике пастели. Уже в 70-е годы Дега прибегает изредка к пастели; в 80-е годы пастель становится господствующей в работах Дега.
Она представляла то бесценное для Дега преимущество, что, объединяя эффекты живописи и рисунка, позволяла художнику «рисовать краской». «Я колорист с помощью линии»,- один из афоризмов художника, отражающий прежде всего практику. Пастель богатством своих колористических возможностей, простотой, непосредственностью своей техники побуждала Дега к смелым красочным экспериментам в гораздо большей степени, чем сложная кухня масляной живописи. Дега словно перерождается, переходя к пастели; здесь он предается опытам, усложняет технику, разнообразит фактуру, добиваясь невиданных эффектов. Вопросы техники, мастерства всегда, живо интересовали художника; они нашли свое выражение в увлечении Дега гравюрой, офортом, новыми, смешанными приемами печатания. Техника пастели представляла большие возможности для экспериментов Дега, то прибегавшего к многослойному покрытию картона, то, наоборот, лишь слегка расцвечивавшего пастелью угольный рисунок, давая лишь намеки на цвет, то соединявшего технику пастели с другими техниками, например, темперой.
Известное влияние на изменение манеры Дега оказывала и его болезнь глаз. Зрение Дега непрерывно слабело. Тонкая, филигранная отделка, так изумляющая в ранних его произведениях, становилась все более недоступной художнику.
<<< Излюбленные темы позднего Дега
<<<Оглавление>>>