Излюбленные темы позднего Дега

Вместе с тем, возрастает роль цветового пятна; линейно-пластическое восприятие мира у Дега отводило цвету в его прежних работах совершенно подчиненное место. Теперь, хотя всюду по-прежнему ощущается крепкий линейный каркас композиции, краска, ее необычайное, иногда фантастическое звучание (Дега передает большею частью эффекты искусственного освещения) - первое, что поражает зрителя.

Произведения Дега - сцены театра, кафе-шантанов, группы балерин, обнаженные - воспринимаются теперь, как букеты редких, изысканных цветов.

Каковы излюбленные темы позднего Дега? Это мотивы обнаженного тела, воспоминания о зрелище театра и балета, изображения танцовщиц в разнообразных сопоставлениях поз: оборачивающихся, тянущихся, нагибающихся и т. п. Сюжетная мотивировка движений, их жизненная оправданность, столь яркие раньше, теперь исчезают; движения, остающиеся, впрочем, столь же виртуозно схваченными и профессионально характерными, интересуют Дега лишь с их формальной стороны, как арабеск, как композиционное сплетение форм и линий. Дега повторяет излюбленные мотивы движений в бесконечных, все новых сочетаниях, вариациях, в новой цветовой оправе, в поисках все более необычных красочных эффектов «Голубые танцовщицы» и их многочисленные варианты.


<<< Новые установки, новые оценки

Влияние на изменение манеры Дега >>>

<<<Оглавление>>>