По улицам Парижа

От сухой и четкой линии Дега постепенно переходит ко все более широкой, обобщенной манере рисунка, находящей свое завершение в монументальных сериях танцовщиц позднейшей поры; ту же эволюцию мы видим и в проработке формы. От тонко, без всяких нажимов проработанной пластической формы ранних работ Дега переходит к живописи обобщенной, броской, играющей на эффектах цветовых контрастов. Болезнь глаз содействовала и сужению тематики Дега; все реже становился Дега свидетелем любимых зрелищ парижской жизни - театра, скачек, кафе-шантана. Действительность, которую он теперь непосредственно воспринимает и изучает, - это модели. Яркая, красочная жизнь, дававшая столько разнообразных впечатлений художнику, переходит в мир воспоминаний.

Но постепенно и ту ограниченную действительность, с которой общался Дега, художнику все труднее становится передавать с помощью линии и цвета. Дега вынужден перейти к скульптуре, этому «ремеслу слепого», по горькому его определению. Затем и эти возможности становятся недоступными. Последние годы своей жизни Дега не работал. В широкополой шляпе, плаще, похожий на итальянского нищего, он бродил часами по улицам Парижа, мысленно воскрешая отошедшую в прошлое жизнь.


<<< Влияние на изменение манеры Дега

Лишь после смерти >>>

<<<Оглавление>>>