Новые установки, новые оценки

Первые отголоски этого процесса можно видеть уже в искусстве поздних импрессионистов; они особенно характерны для новых течений, формирующихся в 80-е и 90-е годы, - для неоимпрессионизма, символизма; они разовьются и станут господствующими в XX веке. Чуткий к новым явлениям в искусстве, Дега присматривается с любопытством к этим течениям, некоторые из них вызывают в нем интерес (например, искусство Гогена, одну из работ которого приобрел Дега). Новые установки, новые оценки не ограничиваются областью изобразительного искусства; аналогичные процессы наблюдаются и в литературе, музыке, философии. Все это не могло, конечно, не остаться без влияния на художника. Здесь одна из причин постепенной утраты Дега интереса к жанру, соскальзывания к формально-декоративному построению своих работ.

И другие причины действовали на изменение стиля Дега. Так, необходимо поставить вопрос и о воздействии импрессионизма на Дега.

Колористический вкус Дега, почти атрофированный в условиях его классического воспитания, начинает быстро развиваться в общении с утонченным колоризмом импрессионистов, его монотонно-аскетическая гамма становится все более нюансированной, тонко прочувствованной, а затем почти внезапно Дега распахивает двери буйному колоризму своих поздних работ, и его картины начинают сверкать, как драгоценные материи и камни.


<<< Как объяснить перемену?

Излюбленные темы позднего Дега >>>

<<<Оглавление>>>