Применение принципа случайной композиции

Само собой разумеется, что в композиции Дега, построенной по принципу «случайности», всегда есть проработанность, продуманность, тончайшая взвешенность эффекта. Новые композиционные поиски Дега, заостряя те тенденции в области композиции, которые намечались в реалистическом искусстве, оказали большое воздействие на современных ему художников, в частности на Мане («Нана», «Скетинг»), и сближали его с аналогичными поисками импрессионистов.

В применении принципа случайной композиции у Дега и импрессионистов-пейзажистов также наблюдается значительное различие. Дега строит свою композицию, стремясь вызвать у зрителя впечатление «случайно» выхваченной из жизни сцены. Это, так сказать, «вымышленная», «изобретенная» случайность. Импрессионист-пейзажист, останавливаясь на том или ином вырезе из природы (подобно фотографу с его видоискателем), запечатлевает во всей их случайной соединенности оказавшиеся в поле его зрения объекты. Это, если можно так выразиться, «фактическая», «реальная» случайность, непосредственно почерпнутая из жизни.

В связи с этим творческая активность, инициативность пронизывают у Дега весь процесс работы; у импрессионистов она в большей степени концентрируется на начальной фазе, на моменте выбора того или другого выреза из природы; в дальнейшем наличествует и известная пассивность в передаче своего оптического восприятия действительности.


<<< Задача - пробудить в зрителе ощущение жизненности

Точная хронологическая грань >>>

<<<Оглавление>>>