Из всей группы художников-новаторов 60-70-х годов Дега обладал умом, наиболее активным, изобретательным. Никто не сделал в области композиции столько открытий, отпугивавших вначале, вошедших затем во всеобщее употребление. Новые композиционные приемы, вводимые Дега, служат главным образом двум основным задачам.
Выбором необычных точек зрения сверху, снизу, сбоку, введением непривычных ракурсов, выдвижением персонажей на первый план, контрастным сопоставлением различных планов, смещением композиционной оси Дега добивается остроты, новизны восприятия действительности; явление, казалось бы, хорошо знакомое, открывается зрителю с новой, неожиданной, неизвестной стороны. Композиционные приемы Дега потому-то и не устаревают, не кажутся порождением минутной моды, что новизна в них дается не ради новизны, а для раскрытия не изученных ранее сторон действительности: они обогащают наш опыт, заставляют переживать действительность ярче, острее.
Другая задача - пробудить в зрителе ощущение жизненности, непосредственности изображенного зрелища. Художник хочет убедить зрителя, что перед, ним случайно выхваченный кусок действительности: рама обрезает композицию, пересекая фигуры людей, лошадей. Этот прием должен рождать убеждение, что за гранями рамы продолжается та же действительность, что рама искусственно ограничивает ее. Прием этот нужен Дега для повышения жизненной убедительности своих картин.
<<< Поиски новых, необычных приемов
Применение принципа случайной композиции >>>
<<<Оглавление>>>