Точная хронологическая грань

С другой стороны, общением Дега с импрессионистами можно объяснить все увеличивающийся интерес художника к свету; если Дега и остается равнодушным к проблеме пленера, то искусственный свет театра и кафешантана увлекает его своей фантастикой, теми парадоксальными и неожиданными эффектами, которые он порождает. Следует также отметить, что в своих изображениях моющихся женщин, в сценах уроков танцев и т. п. Дега тонко передает эффекты интерьерного света.

Описанный период (конец 60-х, 70-е и начало 80-х годов) - эпоха блестящего расцвета жанрового реализма Дега. Этот период мы условно обозначаем второй манерой Дега: она отмечена господством рисунка, четкостью, точностью проработки формы и первоначально некоторой сухостью живописи, скупостью краски. Но это не окончательная манера Дега. Постепенно назревают изменения, появляются новые художественные моменты, которые, развиваясь, приводят к кардинальному изменению стиля Дега, к его третьей манере.

Никакая точная хронологическая грань не лежит между этими периодами, они, так сказать, «заходят» один на другой, но различие между типичными работами обоих периодов указывает на большой путь, пройденный Дега.


<<< Применение принципа случайной композиции

Как объяснить перемену? >>>

<<<Оглавление>>>